Что такое сопроводительное письмо?

Автор: Мария Константинова


Letter

Сопроводительное письмо – это информация, которую вы как соискатель направляете потенциальному работодателю вместе с резюме. Цель такого письма – заинтересовать работодателя, создать хорошее первое впечатление о себе. Кроме того, это признак хорошего тона.

Обычно сопроводительное письмо состоит из нескольких предложений и раскрывает краткие сведения о вас: кто вы, какую должность хотите получить и почему.

Как писать сопроводительное письмо?

Если резюме направляется электронной почтой, сопроводительное письмо пишется в теле основного письма, а само резюме прилагается во вложении. Если вы направляете резюме через рекрутинговый портал, для написания сопроводительного письма вам предоставляется специальная форма.

Поскольку сопроводительное письмо относится к сфере деловой переписки, при его создании рекомендуется придерживаться стандартной структуры:
  1. Приветствие, обращение к адресату.
  2. Источник информации о вакансии (если письмо направляется посредством электронной почты).
  3. Сведения о вас как специалисте.
  4. Выражение заинтересованности в вакансии.
  5. Подпись и контакты.
Например:

Добрый день, Анна!

На вашем сайте я узнал о вакансии на позицию Java Junior.

Программированием на Java я занимаюсь последний год. За это время я освоил основы языка, инструменты Git, Maven и Tomcat, работу с PostgreSQL. В моем портфолио есть завершенный проект, позволяющий вести учет домашних животных, поступающих в ветеринарную клинику.

Работа в вашей компании привлекает меня тем, что вы работаете с крупными коммерческими заказчиками и применяете передовые технологии в сфере IT.
Буду рад, если вас заинтересует мое резюме, и готов ответить на ваши вопросы на собеседовании.

С уважением, Джуниор Джававич,
тел. +7 (9**) ***-**-**

Вредные и полезные советы

1. Приветствие, обращение к адресату
Плохо:
  • неформальные и игривые обращения («Всем привет!», «День добрый, сотрудники ООО "Roga&Kopyta"!», «Приветствую, Анечка!»).
Хорошо:
  • формальное обращение к лицу, разместившему вакансию («Добрый день, Светлана!», «Здравствуйте, Павел Анатольевич!»); если имя не указано, можно его опустить или использовать нейтральные формулировки («Уважаемые дамы и господа!»).
2. Источник информации о вакансии
Плохо:
  • разговорный стиль («Я тут узнал от друга, что вам надо программиста»).
Хорошо:
  • деловой стиль, желательна ссылка на официальный источник («В разделе «Работа» вашего сайта размещена вакансия на должность Java Junior», «На вашей странице в социальной сети я узнал о том, что вы запускаете новый проект DreamProject и вам требуются Java‑разработчики»).
3. Сведения о вас как специалисте
Плохо:
  • пересказывать свое резюме;
  • акцентировать внимание на ваших личностных качествах и потенциальных достижениях;
  • использовать избитые формулировки («Я обучаем, целеустремлен и стрессоустойчив», «Умею и люблю работать в команде»).
Хорошо:
  • выделить главное о себе, как правило, указать опыт работы и одно весомое достижение. При этом желательно упомянуть базовые требования из вакансии («Я занимаюсь Java-разработкой на протяжении двух лет. Имею базовые знания Java Core, использую Git, Maven и Tomcat, работаю с БД Oracle. Участвовал как Junior Developer в создании программного обеспечения для банка «Большой капитал»);
  • сбалансировать информацию о профессиональных и личностных качествах.
4. Выражение заинтересованности в вакансии
Плохо:
  • делать упор на том, что может дать компания вам, а не вы компании («Если я стану частью вашей команды, это позволит мне получить новые знания и навыки, вырасти как профессионалу»);
  • преувеличивать свою ценность как специалиста («Считаю, что мои лучшие качества – трудолюбие, упорство и перфекционизм – помогут вашему проекту стать успешным и вывести его на международный рынок»);
  • отсутствие завершающего предложения о дальнейшем сотрудничестве (отсылки к собеседованию) или формулировка в виде вопроса («Будет ли вам интересна моя вакансия?»).
Хорошо:
  • делать упор на взаимовыгодном сотрудничестве с работодателем («Меня привлекает работа в вашей компании возможностью применить свои знания в крупных проектах»);
  • наличие дальнейшего предложения о сотрудничестве («Если вас заинтересует мое резюме, буду рад встретиться с вами на собеседовании»).
5. Подпись и контакты
Здесь все просто: в конце письма обязательно указываются ваше имя и контакты по стандартной форме делового этикета.

Что еще важно?

Поскольку цель сопроводительного письма – заинтересовать работодателя, кандидаты стараются быть креативными. Это приводит к тому, что письмо становится неформальным, эмоциональным, а иногда неграмотным. Нужно ли создавать такое впечатление о себе?
Помните, что сопроводительное письмо – ваша самопрезентация, поэтому расскажите о своих профессиональных качествах. Это и будет ваша главная фишка, которая привлечет работодателя.